Модернизация и плавный пуск кранов / кран-балок с использованием реверсивных тиристорных пускателей БиСТАРТ 2.0-Р
+7 (343) 298-00-65
многоканальный
8 (800) 551-48-44
бесплатно по России
Техподдержка:
НПФ "БИТЕК" | ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
производство бесконтактных пускателей, устройств плавного пуска и
интеллектуальных блоков МикроСТАРТ® | БиСТАРТ®
Главная » Плавный пуск кранов / кран-балок

Модернизация и плавный пуск кранов / кран-балок (замена контакторов на тиристорные пускатели БиСТАРТ 2.0-Р)

К описанию серии БиСТАРТ 2.0-Р:

Документация по функциональным моделям:

Перемещение (с управлением тормозом):БСТ2-РК4
Подъем:БСТ2-РВ4
Перемещение (конусный тормоз/червячный привод):БСТ2-Р4

Альтернативные варианты:

Перемещение тали (до 3 кВт):МСТ-Н29

ОТЗЫВЫ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ:  №1  №2  №3  №4 

 Онлайн-подбор модели по параметрам

 Каталог продукции

1. Проблемы использования магнитных реверсивных пускателей и контакторов в кранах и кран-балках

В кран-балках и кранах широко применяются магнитные реверсивные пускатели (рис.1). Использование магнитных пускателей имеет ряд проблем:

  • Частые включения, запыленность и влажность приводят к подгоранию контактов;
  • Неизбежный прогар контакта может привести к двухфазному режиму и отказу электродвигателя;
  • В ряде случаев подгоревшие контакты могут свариваться и приводить к опасному залипанию магнитного пускателя; 
  • Ударный прямой пуск приводит к разбиванию шпонок и редукторов;
  • Ударный прямой пуск приводит к раскачиванию груза;

 


а) б)

Рис.1. Схема силовой цепи с реверсивным магнитным пускателем
а) схема для электродвигателя с короткозамкнутым ротором
б) схема для электродвигателя с фазным ротором

 

Компания НПФ «Битек» с 2007-го года предлагает собственное решение для кранов и кран-балок – реверсивные устройства плавного пуска и динамического торможения серии БиСТАРТ-Р, которая в 2021-м получила обновление - серия БиСТАРТ 2.0-Р с дополнительными улучшениями.

Ипользуются 3 функциональных исполнения серии БиСТАРТ 2.0-Р : БСТ2-РВ4 (подъем), БСТ2-РК4 (перемещение с управлением внешним тормозом) и  БСТ2-Р4 (перемещение в механизмах с неотключаемым тормозом или червячным редуктором). Подробнее по cсылке.

Для маломощных талей и кран-балок (грузоподъемностью до 2 тонн) в качестве бюджетного решения в 2020-м году были разработаны нереверсивные устройства МСТ-Н29 серии МикроСТАРТ-Н, которые работают в качестве приставки к существующему магнитному реверсивному пускателю.

2. Модернизация кранов и кран-балок с использованием реверсивных устройств плавного пуска и торможения БиСТАРТ-Р

Реверсивные устройства плавного пуска и торможения БиСТАРТ 2.0-Р представляют собой реверсивные тиристорные пускатели с функцией фазового регулирования напряжения на электродвигателе при пуске (плавный пуск) и торможения постоянным током.

Общие преимущества:

  ■ Нет износа при частых пусках;

  ■ Не разрушает изоляцию электродвигателя, работает со старыми электродвигателями (в т.ч. с фазным ротором);

  ■ Простая установка в существующую схему - замена реверсивного контактора (с катушками 380В, 220В, 42В и др.);

  ■ Простое резервирование (возможность временной замены обычным реверсивным контактором);

  ■ Устойчивость к работе в схемах с троллейным питанием.

Для приводов перемещения (цилиндрический/планетарный редуктор, без конусного тормоза):

  ■ Плавное ускорение для снижения раскачки груза;

  ■ Плавное замедление и плавный реверс методом обратной команды или торможения постоянным током.

  ■ Плавные включения короткими импульсами (для позиционирования груза и регулировки скорости хода).

Для приводов перемещения (с конусным тормозом или червячным редуктором):

  ■ Функция бросок тока (Kick start) + ограничение тока для надежного размыкания тормоза в начале пуска;

  ■ Функция плавного снижения напряжения для исключения резкого самоторможения.

Для приводов подъема:

  ■ Функция смягченного пуска с быстрым нарастанием напряжения (до 0.5 сек) обеспечивает устранение ударных нагрузок в редукторе и шпонках с незначительным влиянием на динамику движения (Внимание!  при опускании хрупких грузов (стекло и др.) требуется ползучая скорость, которую обеспечивают только векторные частотные преобразователи с тормозными блоками и короткозамкнутыми электродвигателями);

  ■ Не требуются тормозные резисторы (при опускании груза рекуперация в сеть);

  ■ Сохраняется схема подключения тормоза (электромагнитного, гидротолкателя, конусного);

  ■ Не снижается грузоподъемность механизма по сравнению с частотным преобразователем;

  ■ Для защиты от превышения веса груза можно использовать встроенную токовую защиту.

а) б)

в)

Рис.2 Схема силовой цепи с реверсивным устройством плавного пуска БиСТАРТ 2.0-Р

а) с питанием тормоза от клемм электродвигателя
б) с управление тормозом от отдельного пускателя (через реле управления тормозом в БиСТАРТ 2.0-Р)
в) применение с двигателем с фазным ротором

 

Наилучший эффект  использования устройств БиСТАРТ 2.0-Р достигается для приводов передвижения кранов и кран-балок, т.к. функции плавного пуска с ограничением тока и плавного DC-торможения обеспечивают хорошие показатели управления и возможность регулировки скорости методом старт-стоп, который в этом случае не оказывает негативного влияния на ресурс работы механизма.

В приводах подъема (с любым типом тормоза - гидротолкатель, электромагнитный или конусный) для устранения ударных нагрузок на редуктор и шпонки используются исполнения БСТ2-РВ4.

В приводах перемещения (кроме исполнений с конусным тормозом) для обеспечения плавного разгона и плавного торможения постоянным током (DC-торможение) используются исполнения БСТ2-РК4. Плавный пуск и плавное DC-торможение с ограничением тока обеспечивает плавность перемещения груза. Функция торможения срабатывает после отпускания кнопки и тормозит в течение заданного времени.
При наличии внешнего тормоза его нужно отключать от двигателя и управлять через отдельный пускатель, катушка которого управляется от реле тормоза БСТ.  Для работы функции торможения не требуются тормозные резисторы, энергия рассеивается в электродвигателе.

В приводах перемещения с конусным тормозом, а также с червячным редуктором для обеспечения плавного пуска и плавной остановки по напряжению используются  исполнения БСТ2-Р4 .
В механизмах с конусным тормозом, срабатывание тормоза происходит от нарастания магнитного потока в электродвигателе. Для более быстрого расцепления тормоза рекомендуется использовать функцию "Бросок тока/Kick start", которая ускоряет отпускание конусного тормоза. При плавной остановке для более мягкого включения тормоза используется функция плавного останова (снижение напряжения за время 0.5-2 сек).

В механизмах, использующих червячные редукторы стоит задача устранения ударов из-за самоторможения и использование функции плавного останова методом плавного снижения напряжения за время 0.5-2 секунды.

Схемная и монтажная взаимозаменяемость с магнитными реверсивными пускателями - ключевое преимущество устройств БиСтАРТ 2.0-Р. Провода, подходящие к двум катушкам заменяемого магнитного реверсивного пускателя переподключаются к входам управления устройств БСТ2, которые могут иметь различные исполнения по напряжению: 220..380В, 110В, 42В, 24В. Габаритные размеры устройств плавного пуска во многих случаях не превышают габаритов магнитных реверсивных пускателей и могут устанавливаться вместо них в те же шкафы.

Электронные защиты с диагностикой срабатывания - это один из ключевых факторов долговечности работы устройств БиСТАРТ 2.0-Р. За время эксплуатации возникают типичные ситуации, которые выводят из строя электродвигатели и сами пускатели - потеря фазы, заклинивания, перегрузка и др. При отсутствии электронных защит работа двигателя на двух фазах может вывести из строя и коммутационную аппаратуру и сам электродвигатель. Электронные защиты с диагностикой максимально снижают вероятность отказа электродвигателя и пускателя в таких ситуациях.

3. Особенности работы механизмов перемещения и подъема

В приводах перемещения нагрузка электродвигателя - это трение качения.  При включении вперед и назад нагрузка одинакова и всегда противоположна моменту электродвигателя (рис. 3). Для увеличения времени разгона можно успешно применять как устройства плавного пуска, так и частотные преобразователи.

Рис.3 Механическая характеристика электродвигателя при перемещении и подъеме груза (двигательный режим)

В приводах подъема/опускания движение вверх и вниз принципиально отличаются.  Нагрузка электродвигателя - это вес груза и является односторонней.
При движении вверх электродвигатель при пуске и работе создает усилие вверх против веса груза. Динамика разгона определяется разницей между моментом двигателя и моментом нагрузки (рис.3).
При движении вниз в первые моменты после снятия тормоза электродвигатель создает усилие в ту же сторону, что и груз, а после превышения синхронной скорости момент меняет знак и электродвигатель создает тормозной момент, уравнивающийся с весом груза. Происходит рекуперация электроэнергии в сеть и электродвигатель работает как асинхронный генератор (рис. 4). Динамика разгона при пуске опредяляется как сумма пускового момента двигателя и веса груза.

 

Рис.4 Механическая характеристика электродвигателя при опускании груза (генераторный режим)

Для приводов подъема стандартные устройства плавного пуска с длительным нарастанием напряжения не подходят, т.к. при опускании груза к моменту, когда груз разгоняется до синхронной скорости на электродвигателе должно быть создано полное напряжение и момент. Однако если использовать функцию плавного пуска не для плавного нарастания скорости, а для устранения ударных нагрузок на редуктор, то возможно использовать быстрое нарастание напряжения за 0.2..0.5 сек. Данный алгоритм обеспечит устранение ударов и мягкий выбор люфтов в редукторе и шпонках. Для этой цели используются специальные модификации БСТ2-РВ4 с раздельной регулировкой времени нарастания напряжения при подъеме и опускании.

4. Параллельная работа электродвигателей

В приводе хода моста как правило используются 2 или 4 двигателя работающих параллельно. При модернизации крана с использованием софтстартера, частотного преобразователи или реверсивных устройств БиСТАРТ 2.0-Р все электродвигатели группы также должны быть подключены к одному устройству.

5. Использование тормозов при модернизации

В стандартной схеме питание электромагнитного тормоза или гидротолкателя осуществляется от клемм электродвигателя. При модернизации с использованием устройств плавного пуска или частотных преобразователей к тормозам должен быть проложен отдельный кабель и установлен отдельный пускатель, управляемый от встроенного реле устройства плавного пуска или частотного преобразователя.

Сохранить схему тормоза можно только в случае использования моделей БСТ2-РВ4 реверсивных устройств БиСТАРТ 2.0-Р, где время нарастания напряжения можно настроить в узком диапазоне 0.1..0.5 сек.

В приводах подъема со встроенным конусным тормозом  также нужно использовать модификацию для приводов подъема БСТ2-РВ4.

В приводах перемещения со встроенным конусным тормозом рекомендуется использовать модели БСТ2-Р4  с функцией плавного останова для смягчения резкой остановки.Для быстрой разблокировки конусного тормоза при пуске необходимо использовать функцию плавного пуска с броском тока.

В приводах перемещения с червячным самотормозящимся редуктором также рекомендуются стандартные модели БСТ2-Р4 , в которых есть функция плавного останова для смягчения резкой остановки.

8. Заключение

Реверсивные устройства плавного пуска/торможения БиСТАР 2.0-Р можно считать оптимальным решением среди софтстартеров для реализации функций плавного пуска, торможения и защиты на кранах и кран-балках.

При использовании на приводах передвижения для позиционирования груза успешно применяется передвижение короткими плавными импульсами. Благодаря плавному пуску и бесконтактной коммутации это не оказывает влияния на ресурс пускателя или электродвигателя.

В приводах подъема устройства исполнения БСТ2-РВ4 позволяют устранить ударные нагрузки на механизм за счет нарастания напряжения до 0.5 секунд, сохранив рекуперацию энергии в сеть при опускании груза и минимальное тепловыделение.

Более высокие парамаетры плавности подъема/опускания обеспечиваются только со специальными преобразователями частоты и тормозными устройствами.  При этом габариты, стоимость решения и тепловыделение из-за отсутствия рекуперации будут в несколько раз выше, чем при замене реверсивного контактора на устройство БиСТАРТ 2.0-Р.

Преимуществами реверсивных устройств плавного пуска БиСТАРТ 2.0-Р перед частотными преобразователями можно считать:

  • Прямая и обратная схемная взаимозаменяемость с существующими контакторами +возможность резервирования;
  • Более простая и отказоустойчивая схема (выше перегрузка тиристоров, нет силовых электролитических конденсаторов);
  • Компактные размеры и в 5-6 раз ниже тепловыделение;
  • Отсутствие высокочастотных помех и необходимости использования ЭМС-фильтров, сетевых дросселей;
  • Сохранение рекуперации в сеть при опускании груза в приводах подъема;
  • Сохранение максимального пускового момента электродвигателя;
  • Отечественное производство, быстрое гарантийное и постгарантийное обслуживание.

15 летний опыт применения на кранах и кран-балках устройств БиСТАРТ показал их высокую эффективность и надежность. Обновленные модели сериии БиСТАРТ 2.0-Р получили улучшения (функция индикации тока, более простая настройка). Устройства надежно работают в уличных исполнениях кранов, в схемах с троллейным питанием, в тяжелых условиях. Большинство устройств покупают конечные потребители и устанавливают самостоятельно, а благодаря простым настройкам устройств лишь в редких случаях требуется консультация по телефону. 

Онлайн-подбор модели по параметрам

>>К ОПИСАНИЮ РЕВЕРСИВНЫХ УСТРОЙСТВ БИСТАРТ-2.0Р